Связанные темы:

в оглавление                                  в раздел  


Ваххабизм. Ваххабиты являются сторонниками возврата к т.н. "чистому" исламу, название носят по основателю этого направления, Мухаммаду ибн Абд аль-Ваххабу (годы жизни 1703-1792). По возвращении из Ирака в 1730-х он подверг критике как идолопоклонство, поклонение камням, деревьям и гробам умерших, поскольку бог един и ни с кем не делит свою божественность. В союзе с одним из предков современной королевской династии Саудовской Аравии Ваххаб проводил военные экспедиции по всему региону, домогаясь водворения в нем соответствия со своей доктриной. Ваххабиты атаковали оседлые поселения по побережью, жгли недостойные книги, курительные трубки, “запретные” материалы, подвергали репрессиям “тех, чьими умами играл шайтан”, “тех, кого подозревали в ростовщичестве, пристрастии к роскоши, магии и недозволенной любви”; их небольшая, но успешная военная кампания снискала им и их учению дополнительную популярность. К концу 18 века ваххабиты вышли на берега Персидского залива, претендовали на Бахрейн, продвигались на юг вдоль побережья в сторону Омана. В первые годы 19 века им удалось завладеть священными местами ислама, они потребовали от Османской империи отказаться от власти над Меккой и поставили условия участникам хаджа будущего года как и с чем можно в нем участвовать. В те же годы ваххабиты разорили Карбалу. На этом этапе османская администрация приняла меры, результатом которых стало разорение владений аль-Саудов и упадок всего учения в целом. Однако оно обладает определенным весом в современном мире, и, некоторой корректурой, сохраняется в данное время как религиозная доктрина Саудовской Аравии.

Салафизм. Собственно салафитский бранч исламского вероучения основали перс-шиит аль-Афгани и араб-суннит Мохаммед Абдо, и суть их учения была в необходимости защиты исламского мира от западного материализма и его пороков. Теоретически предполагалось добиться результата образцово-показательным следованием заветам пророка, компаньонов пророка и халифов. В большой степени это учение повлияло на националистов арабских стран северной Африки. В период после Первой мировой войны, когда все надежды на единое арабское государство исчезли, халифат распался и был упразднен, на Ближнем Востоке затеяна постройка еврейского государства, все это при активном содействии и участии западных держав, учение приобрело несколько иную направленность при наследнике Абдо, сирийце по имени Рашид Рида. Теперь это было консервативное и ярко антизападное движение, союзное саудовскому ваххабизму. Как его описал сведущий в деле комментатор, предполагалось “вместо того, чтобы модернизировать исламизм, исламизировать современность”. Эта концепция получила развитие в виде созданной в Египте организации "аль-Икхван аль-Муслимун", известной также под названиями "братья-мусульмане" и "мусульманское братство". Первоочередной задачей отец-основатель движения, Хасан аль-Банна, называл борьбу против нечестивой светской конституции Египта, высказывая намерение устроить в итоге государство по образцу того, что строили икхваны в Саудовской Аравии.

Идеологические основы радикализма. Работы другого видного члена "Икхван", по имени Сайид аль-Кутб, легли в основу современной идеологии "аль-Кайды". Американские специалисты, занимавшиеся подробным анализом идеологии исламских экстремистов, сводят мысли Кутба к трем постулатам. Во-первых, мир сейчас одолевают варварство и неверие, описываемые термином “джахилийя” (как и время темноты умов до появления пророка); выбор у человечества – между исламом и джахилийя. Во-вторых, многие правоверные обратились к джахилийя, дающей им материальный комфорт, и, в-третьих, нет никакого среднего положения между сатаной и правоверием, каждый мусульманин должен встать с оружием в руках и кто не встанет – тот неверный и подлежит уничтожению. Массовые убийства американцев на основе этой доктрины объясняются тем, что американцы ответственны за все конфликты с участием мусульман и за все дела поддерживаемых ими “марионеточных” арабских правительств, а самим американцам есть единственный выход – оставить в покое Ближний Восток, обратиться в ислам, и выкорчевать аморальность и безбожность в своем обществе, ибо сейчас они самая худшая культура в истории человечества.

Считается, что написанное Кутбом ничего общего не имеет со взглядами аль-Афгани и Абду, очень немного с Рида и почти ничего с аль-Банна.

Появление исламского фундаментализма как политической концепции.
Сам исламский фундаментализм, или, по другой терминологии, воинствующий ислам, впервые проявился в форме махдизма в Судане. Распространение радикализма в мировом масштабе совершилось относительно недавно, в 70-е годы, и получило мощный импульс в ходе афганской гражданской войны. К концу 80-х относится появление первых режимов, выбравших в качестве идеологической основы фундаментализм, первым таковым стал Судан. Интересно, что, в сущности, никаких рецептов по решению социальных проблем фундаменталисты никогда и нигде не предлагают, поскольку «нам не нужны программы, у нас есть коран!» - использование которого в качестве средства решения всех проблем себя, однако, не оправдало.


© Конфликтолог, 2006- ...
Перепечатка материалов без согласования с автором запрещена.


Комментарии? Мнения?

Или, может быть, Вы участник или очевидец?


в оглавление                                в раздел    






Сайт создан в системе uCoz