Другие конфликты:

в оглавление                                  в раздел  


Война с терроризмом - цепь терактов, совершенных исламскими фундаменталистами против гражданского населения, и ответных мероприятий США и их союзников. Примечательной особенностью "войны с терроризмом" является ее территориальный охват.

Оглавление:
Теракты 1998 года в Кении и Танзании.
Теракты 2001 года в США.
Теракт 2004 года в Мадриде.
Теракт 2005 года в Лондоне.
Попытки терактов.

См. также отдельные этапы в статьях инсургенция в Саудовской Аравии, война в Афганистане (секция еще не написана), иракская инсургенция, отчасти и война в Ираке.

Собственно, началом "войны" надо, наверное, считать событие в феврале 1998, когда в афганском Хосте бен Ладен, египетский врач-эмигрант, лидер «Египетского исламского джихада» Айман аль Завайри и еще три гражданина, квартировавшие в Афганистане, а именно Абу-Ясир Рифаи Ахмад Таха, Шейх Мир Хамза и Фазлур Рахман, передали арабской газете в Лондоне «Аль Кудс аль Араби» фатву, изданную ими от имени «Мирового исламского фронта», в которой перечисляли гнусности и грехи США, конкретно поддержку Израиля, оккупацию Арабского полуострова и агрессию против иракского народа, затем конкретизировали формы – а именно, насаждение опрессивных режимов, грабеж ресурсов, осквернение святынь ради создания баз с целью нападения на исламские страны, поддержку исламских стран друг против друга, и затем объявляли личной обязанностью каждого мусульманина в каждой стране мира убивать американцев там, где только возможно. 23 февраля этот документ увидел свет. Интересно, что ссылались в фатве на работы старинного богослова по имени Ибн Таймийя, но тот, с другой стороны, четко и явно запрещал расправы с гражданскими в рамках "джихада" и устанавливал сет правил и указаний, как его правильно вести, и деяния "аль-Кайды", насколько можно судить, в сет этот никак не вписываются.

1.Теракты 1998 года в Кении и Танзании. 7 августа того же года состоялись взрывы в посольствах США разом в Найроби (Кения) и Дар-эс-Саламе (Танзания). Акция готовилась с 1993, когда была основана ячейка “аль-Кайды” в Кении, причем функционировала под видом неправительственной организации. Сигналы о возможности терактов к американцам поступали, дважды от дезертиров из рядов противника, один раз через Мосад, и косвенными путями, но то не оказалось переводчика с арабского, то посомневались в качестве полученной информации, то информант показался подозрителен.
Взрывы произошли почти одновременно – 10:35 в Кении, 10:39 в Танзании, оба раза с помощью машин-бомб. Взрыву в Найроби предшествовала попытка налетчиков, весело подъехавших к нужному району за слушанием проповедей и подобающей музыки, ворваться в подземный паркинг посольского компаунда, и предполагалось, что один из участников набега выйдет из машины и стрельбой и гранатами проложит путь, но жилет с пистолетом он забыл в кабине, а гранатами воспользовался бестолково, и тут же его соратник привел в действие бомбу. Разрыв гранаты привлек массу народу из окрестных зданий к окнам, чтобы посмотреть, что случилось, и очень много народу пострадало от разлетающегося стекла. Жертвами стали более 200 человек, в основном мирных кенийцев; из общего числа жертв только 12 человек американцы.
В Дар-эс-Саламе при попытке подорвать американское представительство взрывную волну в значительной степени приняла загораживавшая въезд автоцистерна с водой, погибли ее водители, сам самоубийца, пятеро охранников компаунда, а всего 11 человек, ни один из них не американец, и 85 пострадало.

На следующий день после взрывов руководством США было принято решение провести в рамках операции "Infinite Reach" военные акции против баз террористов при помощи ракетного оружия; предполагалось накрыть собрание крупных активистов джихадистского движения в Хосте, намеченное на середину августа, и фармацевтическую фабрику, пригодную к выпуску химического оружия, компонента для нервного газа в Эль-Шифа (другой вариант правописания - Шифа на территории Судана. 20 августа по двум целям было выпущено 27 ракет, в Аль Шифа разрушено три одноэтажных здания на территории атакуемого комплекса и нанесен незначительный урон постройкам на соседних участках, 1 убитый, 11 раненых. После атак Судан представил доказательства, что химическое оружие на атакованном объекте не производилось. Затем из Арабского моря выпустили ракеты по Афганистану, погибло от 20 до 30 человек, и залп опередил прибытие бен Ладена на несколько часов – поскольку во избежание разночтений пакистанцев предупредили о пролете ракет и что те будут не из Индии, и кто-то из них, предположительно, "слил" информацию Талибану. Несмотря на видимую неэффективность акции, однако же, акции против "аль-Кайды" предотвратили предположительные теракты против посольств в Уганде (18 сентября), Эфиопии, Катаре, Албании.

Вслед за этим интенсивно обсуждался вопрос о надобности захватить бен Ладена; собственно, такие планы существовали уже давно и дважды находились на стадии предварительной подготовки. В декабре 1998 была доведена до стадии запуска ракет спецоперация по накрытию Ладена во время его ночевки в Кандагаре, но было решено не делать так из опасения крупных жертв среди мирных жителей из-за близости цели. В начале 1999 года получила президентское одобрение операция по захвату бен Ладена силами местных племен на жаловании у США. "Трибалистам" было указано постараться взять Ладена и его подельников живыми, но если не удастся – убить, никого не убивать без надобности, и схваченных не убивать и не оскорблять, а при невыполнении условий контракт оплате не подлежал. Обсуждался еще вопрос о новом ракетном ударе, и о посылке самолета ас-130. Интересно, что опасались двух вещей – ухода Ладена в глухие горы, и ухода его в людные города, поскольку от набега даже на его базу Тарнак Фармс воздержались по причине наличия в этом лагере десятка семей местных жителей. В 1999 году трижды пробовали подступиться к бен Ладену, в т.ч. в мае собирались накрыть его компаунд залпом, но, предположительно, поопасались повторения случая с китайским консульством в Белграде. Всякий раз операции прекращали на предварительной стадии; в целом считается, что в данный момент с точки зрения американских силовиков возможный моральный ущерб от захвата превышал предполагаемый ущерб от существования бен Ладена. Атака силами американского спецподразделения могла принести успех (оценка 95% вероятности), но никто не давал приказа, пока "плюсы не перевесят возможные последствия", и американцы опасались возможного развития событий по образцу "Орлиного когтя" 1980 года или
могадишского рейда. Затем некоторое время наблюдалось затишье.

12 октября 2000 года в гавани Адена был подорван американский эсминец "Коул", который протаранила лодка с взрывчаткой, которой управляли два оперативника "аль-Кайды". Американцы на борту посчитали приближающуюся посудину относящейся к портовому хозяйству и своевременных мер не приняли. Взрыв проделал дыру 12 на 12 метров в борту корабля, 17 моряков убито и 39 ранено. Это было не первое такое посягательство: в начале 2000 террористы, готовившие эту акцию с середины 1999 года, собирались в той же гавани напасть на военный корабль "Салливанс", что и наметили на 3 января, но уже загруженная динамитом лодка утонула по дороге. После атаки на "Коул" бандиты ожидали жестоких ответных акций, компаунд "аль-Кайды" в Кандагаре был эвакуирован, и лично бен Ладен сперва съехал в пустыню под Кабулом, потом в Хост, Джелалабад и циркулировал между 5-6 резиденциями в Кандагаре, разослал своих соратников по разным концам Афганистана, а один из его приближенных вслух неоднократно жаловался, что ответного удара так и не последовало - хотя американцы имели сведения, что это работа бен Ладена, проследили сам заговор вплоть до его зарождения в 1999 через неудачный набег на "Салливанс", но к единому мнению, как бы ответить, все же не пришли, отчасти по причине нежелания администрации Клинтона предпринимать в последние недели тенуры военные акции, и отчасти поскольку способа, которым можно было бы решить проблему раз и навсегда, не было, а предложенная ЦРУ стратегия по причине обстоятельств смены администрации в 2000 году на некоторый период зависла в воздухе; предполагают, что отсутствие ответных мер после нападения на “Коул” повлекло руководителей “аль-Кайды” к выводу, что можно переходить на более высокий уровень терактов.

2.Теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Сам план теракта в США в общих чертах был придуман и согласован в 1999 году. Организатором считается некто Халид Шейх Мухаммед (по кличке КСМ) – сперва предполагавший угнать 10 самолетов, из которых 9 употребить как средства теракта против ВТЦ, Пентагона, Белого дома, АЭС, штаб-квартир ФБР и ЦРУ, а десятый как трибуну для оглашения пожеланий к мироустройству – посадить в аэропорту, поубивать пассажиров и огласить неудовольствие по поводу поддержки американцами Израиля и угнетения мусульман по всему миру.

Первые оперативники для запланированного "аль-Кайдой" теракта прибыли в январе 2000, и не зная толком английского языка, разместились, предположительно, в южной Калифорнии при мечети короля Фахда в Калвер Сити, где проповедовал поборник радикального ислама и бывший саудовский дипломат Фахад аль-Тумайри; в качестве саудовских студентов бандиты устроились на курсы английского, в чем плюс переезде в Сан-Диего им пособил Исламский центр, представитель которого пособил оформить документы на аренду, помог гарантиями и открыть банковский счет, предоставлял свой мобильник для переговоров. Потом они переехали в другое помещение, которое им помог найти встреченный ими в мечети единоверец, и купили машину у другого единоверца, напротив через улицу, и тот помог им ее зарегистрировать на свой адрес. Еще один единоверец переводил им с арабского все документы, а несколько других помогали курсами английского. Дополнительными цветами играет картина, если добавить, что в домах некоторых посетителей мечети раздавали фатвы бен Ладена и учиняли религиозные беседы на тему ваххабизма.

Главный транш будущих пилотов-самоубийц прибыл в начале лета. Инструкторы в летных школах описывали их как грубых и невоспитанных, склонных к дракам, и студенты завалили экзамен в начале октября 2000, так и не научившись толком пилотировать самолет. Следом за пилотами прибыли и собственно "мускулы захвата" - лица, которым предполагалось поручить захват кабин пилотов. Физические их характеристики не выглядят особенно угрожающе: средний рост от 5 футов 5 дюймов до 5 футов 7 дюймов (т.е. 176-178 см) и сами кадры отнюдь не привлекали внимания своей мускулистостью. На подготовку потрачено 400-500 тыс. долларов (270 тыс. из них на собственно американскую стадию). Нападение сперва планировали на май 2001, потом на июнь-июль, во время визита Шарона в США.

Как и во всех мероприятиях такого размаха, имелся некоторый объем информации о том, что нечто готовится. Спецслужбы США 28 июня доложили о высокой вероятности атаки в течении 6 недель, и лично директор ЦРУ Тенет опасался чего-нибудь к 4 июля, а 6 августа представили президенту меморандум о неминуемой беде; в середине месяца последовал еще один меморандум, "Финикс", произведенный ФБРовцами в Финиксе, в котором предполагалась возможность беды, но ожидалось минирование самолета, а не его захват в преддверии терактов было перехвачено более 30 различных сообщений с намеками о грядущих каких-то делах. Египетская и израильская разведки сообщали, что нечто, предположительно, готовится.

Два террориста, в 6 утра вылетели из Портленда в Бостон, куда прибыли в 6:45, а в 7:45 они плюс еще три араба погрузились в бостонском аэропорту "Логан" на рейс "Американ Эйрлайнз" номер 11, вылетом 7:59 до Лос-Анджелеса. Еще пять вылетели в 8:14 рейсом той же компании номер 175 с другого терминала "Логана". Вторая компания запомнилась сотрудникам аэропорта своей тупизной и тем, что полеты для них явно были в новинку, и они не понимали простых вопросов. В 7:15 в вашингтонском аэропорту "Даллес" еще одна пятерка начала грузиться на рейс "Американ Эйрлайнз" номер 77 в 8:20 до все того же Лос-Анджелеса – в интересах конспирации порознь, двумя траншами. В конце восьмого часа четверо арабов (пятого не пустили в США иммиграционные чиновники в августе) погрузились на рейс "Юнайтед Эйрлайнз" номер 93 из аэропорта "Либерти" (Ньюарк\Нью-Джерси) в Сан-Франциско. Двое летевших из Портленда и двое в "Даллесе" вызвали подозрение у сотрудников авиакомпаний, но в итоге никаких мер ни к кому применено не было. Дальние перелеты были выбраны, поскольку заправляются очень основательно и, стало быть, больше убойная мощь. "Рейс номер 11" с 81 пассажиром и 9 членами экипажа на борту подвергся захвату после 8:14. Два араба расправились с двумя представителями обслуживающего персонала и каким-то образом проникли в кокпит, который по инструкциям должен был быть закрыт. Пилот террористов и четвертый бандит начали пробираться к ним из бизнес-класса; террористам попытался воспрепятствовать пассажир, бывший офицер израильских ВВС, и его заколол их пятый сообщник, сидевший прямо за ним и поначалу не проявлявший себя. Далее бандиты опрыскали салон первого класса каким-то ирритантом наподобие перцового газа, сообщили, что у них бомба и выгнали всех в хвост; они также пытались высказать свои пожелания пассажирам, но по незнанию вместо внутренней связи воспользовались внешней, передав свои идеи насчет соблюдения тишины и спокойствия прямо наземному диспетчеру. В 8:46:40 самолет врезался в башню ВТЦ. "Рейс 175" нес 56 пассажиров и 7 членов экипажа, принял передачу с борта "рейса 11" и сообщил об этом на землю. Примерно в 8:42-8:46 с ножами\палицей\бомбой (разные свидетели утверждали разное) начался захват самолета по той же схеме, что и рейса 11. В 8:47 начались флюктуации курса, а через четыре минуты самолет начал снижение. Без двух минут 9 самолет лег на курс в сторону Нью-Йорка, причем вел себя таким образом, что пассажиры полагали, будто им никто не управляет. В 9:03:11 второй самолет врезался в южную башню ВТЦ. "Рейс 77" нес 58 пассажиров. Террористы на его борту активизировались между 8:51 и 8:54. И здесь тоже бандиты согнали всех в хвост и объявили о наличии бомбы и производстве угона, но никого не резали. В 9:34 радар вашингтонского аэропорта "Рональд Рейган" показал направляющийся в сторону Белого дома на скорости 350 миль в час самолет; далее спустился до 2200 футов, потом подбавил газу и пустился пикировать, в 9:37:46 управляемый им самолет влетел в здание Пентагона на скорости 530 миль в час. "Юнайтед Эйрлайнс" номер 93 с пятью членами экипажа и 37 пассажирами отправился в путь должен был отбыть в 8:00, но из-за нагрузки на аэропорт вылетел в 8:42, т.е. вместо третьего по расписанию в руках террористов оказался четвертым. В 9:28 бандиты взялись за дело, уже почти над озером Эри; самолет просел на 700 футов и по радио донеслись крики "пошли вон!", шумы борьбы и СОС. Пассажиров, опять же, согнали в хвост, один был заколот, и два пилота убиты. По сообщениям с борта, пассажиры, получив сведения о трех авиакатастрофах, голосованием решили попытаться отбить самолет и в 9:57 "битва за рейс 93" началась. Те, кто в тот момент беседовал по телефону, прервали беседы ради присоединения к атаке. Предположительно, пассажиры использовали в качестве тарана тележку для напитков и окатили противника кипятком. Пока шла драка на подступах к кабине, пилот террористов принялся маневрировать влево-вправо и велел подельнику закрыть дверь кокпита, однако атаку отбить таким образом не удавалось; тогда пилот стал маневрировать вверх-вниз, но и это принесло бандитам только секундную выгоду; в 10:02 пилот накренил самолет вниз и добавил скорости, крича "аллах акбар!", и по шуму в черном ящике стало ясно, что пассажиры одолевают. В 10:02:23 самолет врезался в пустое поле в Шенквилле (Пенсильвания), в 20 минутах лета от Белого дома.

Тем временем в 9:25 перехватчики ВВС были над Нью-Йорком и учредили воздушный патруль, но они даже не знали, откуда ждать беды, а некоторые поопытнее полагали, что будет русская ракета со стороны океана; командование о рейсе 93 узнало много позже даже его крушения, так что очень велика вероятность, что когда бы ни пассажиры, самолет достиг бы Белого дома.

Наибольший размах катастрофа приобрела в зданиях ВТЦ. Сам комплекс состоит из 7 зданий. Две башни (1-й ВТЦ – северная, 2-й ВТЦ – южная) были его главными постройками, каждая по 110 этажей, общая высота примерно около 400 метров. В рабочий день башни посещало около 50 тыс. работников и 40 тыс. визитеров, в них размещалось 430 офисов из 26 стран. На башни уже покушались фундаменталисты, сразу после полудня 26 февраля 1993 года в подземном гараже комплекса была взорвана размещенная в автомашине бомба. Однако этот "экспериментальный" взрыв в 1993 году был организован бестолково, и хотя дыра образовалась длиной 7 этажей, только 6 человек погибло, финансовый ущерб всех видов составил 300-500 млн. долларов, по разным оценкам. Совершила теракт команда террористов, представлявших шесть разных наций, да еще и разные организации с разными ориентирами. В сущности, с "аль-Кайдой" организаторы теракта 1993 года связаны только поверхностно, но работали в том же секторе политики. "Тот" взрыв обнаружил слабость энергетического обеспечения – вышли из строя система оповещения и запасное освещение, и ответственный арендатор вложил около $100 миллионов в устранение недостатков, была инсталлирована самоновейшая противопожарная система, учрежден директор по ппб со штатом, и велено было устраивать учения не реже двух раз в год.

Самолет прибывший в 8:46, врезался между 93 и 99 этажами, и все три лестничных колодца от 92 этажа наверх были непригодны к употреблению. Свидетели утверждают, что вниз посыпались разнообразные обломки – "как цветное конфетти на парадах", настолько вещественные, что смяли фонтан и статую перед входом в комплекс; все свидетели отмечают вороха бумаг, валившиеся с небоскреба вниз – и один из обитателей небоскреба сперва подумал, что это кто-то шутит, разбрасывая конфетти с видовой террасы на крыше. Горящее топливо создало мощный жирный дым, в течении 10 минут достигший опасной для здоровья концентрации, пожар еще и через полчаса после начала выкидывал 100-футовые языки пламени. Пожарная администрация комплекса не имела точной информации, что случилось, в течении 10 минут; а когда таковую получила, то приказала начинать эвакуацию, а в 8:57 приказала эвакуировать и второе здание, во избежание последствий от неустойчивости первого. К сожалению, это последнее предложение в 9-1-1 и пожарные службы передано не было, и там его звонящим не сообщали. Пожарная служба отреагировала через 5 секунд после атаки на ВТЦ-1, к 9 утра у комплекса было 325 пожарных, и до 10 часов 22 из 32 высших чинов и комиссаров службы оказались у места событий. Сперва, после первой катастрофы, по внутренней трансляции сообщили, что здание номер 2 (в котором происходящее у соседей ощущалось, "как будто кто-то снежками в стенку швыряется") эвакуировать не следует, хотя граждане стали выбираться по собственной инициативе. В самом атакованном здании, как потом сообщали его обитатели с 40-го этажа, вся мебель двинулась и ощущалось напряжение металла и бетона. В южной башне много сделало решение занимавшей 20 этажей фирмы "Морган Стэнли" (43-46 и 59-74) эвакуировать свой персонал. В 8:57 уже первая делегация пожарных начала подниматься наверх по лестнице в качестве разведчиков и передового отряда; сразу стало ясно, что потушить пожар невозможно, и всю миссию рассматривали как спасательную. В 8:58 вступила в дело и полиция. Два полицейских при исполнении, оказавшиеся в здании, прошли от 20 до 29 этажа, объясняя встречным, что делать. Вертолетная операция началась в 8:50, с обзора крыши на предмет выяснения обстоятельств, а команда вылетела к вершинам в 8:56, но садиться не рискнула, и пролетевший над башнями пилот доложил, что ситуация такова, что угрожает дестабилизацией вертолета. Граждане, чьи офисы находились в башне, в это время уже двигались вниз, одолевая примерно один этаж в 40 секунд, и, направляясь с 40-го этажа, встретили пожарников на уровне 25-го. В 9:03 с юга "прибыл" второй самолет, врезавшийся в южную из башен между 77 и 85 этажами.

В 9:30 пожарные понесли первую потерю – выпрыгнувший из окна гражданин упал на одного из сотрудников на углу Западной и Либерти; частота падений заставила пожарных искать другой путь входа в здание и они нашли таковой через отель, 22-этажное здание которого соединяло обе башни. В 9:58:59 южная башня обрушилась внутрь себя в течении 10 секунд, создав огромную тучу пыли. Содрогание чувствовалось аж на Бруклинском мосту. Высказывалось мнение, что северная простоит дольше, поскольку поражена не в угол, однако вертолетчики в 10:04 доложили, что верхние 15 этажей в опасности и вся конструкция долго не простоит. Через несколько минут после падения по радиоканалу сотрудникам пожарных служб и полиции, приказали отходить. В 10:28:25 вторая башня тоже рухнула, погребая под собой главного пожарника города и еще несколько высоких чинов, до последнего руководивших спасением. В северной башне, лестница Б, сообщает доклад официальной комиссии, сумели пережить падение башни 12 пожарников и 4 гражданских. Разрушены были теперь обе башни, пять зданий комплекса, включая отель "Мариотт", пострадало 4 станции метро, в 17:20 рухнуло 47-этажное "здание номер 7" по соседству, и еще 25 зданий по округе. Расчистить место падения башен окончательно удалось только в мае 2002. Что касается жертв, то, по примерной оценке, в 8:46 в зданиях ВТЦ находилось 16400-18800 человек, а общее число погибших в инциденте 2973 человека (хотя администрация Нью-Йорка после падения небоскребов заказала 30 тыс. пластиковых мешков для трупов), 343 из них пожарные, 37 портовая администрация, 23 полицейских. Для полиции это был второй по численности потерь день в истории, для пожарных – рекордный, за все 90-е годы купно погибло только 22 нью-йоркских пожарных. Из погибших гражданских лиц 1942 находились выше зон поражения, только 110 (5%) – ниже. Пентагону нападение обошлось в 125 покойников (50 гражданских) и 106 раненых.

3. Бактериологическая атака.

...

4.Теракт 11 марта 2004 года в Мадриде. 11 марта 2004 между 7:30 и 8:00 по местному состоялись теракты в Мадриде, как раз за три дня до федеральных выборов. Взрывы имели место в пригородных поездах на линии, соединявшей вокзал "Аточа" и большой пригород Алькала де Энарес к востоку от Мадрида, откуда каждый день приезжало в город 250 тыс. чел. Подорвано было четыре поезда, три из которых шли из Энареса, один из Сарагосы. Все поезда прошли через Алькала де Энарес с разницей в 15 минут. В роли бомб выступили набитые взрывчаткой рюкзаки, подсунутые в вагоны, а сам подрыв осуществлен звонками по мобильникам, в конструкции использовались медные детонаторы, убойным элементом служили всевозможные железки. Предполагалось, что взрывов будет 13, но 3 бомбы не сработало. Считается, что если бы один из поездов не застрял бы под красный свет по пути на вокзал, а три других взрывных устройства, размещенных на вокзале, сработали, то совокупной мощности взрыва хватило бы обрушить крышу "Аточи". Основная масса погибших пришлась на 2 инцидента: 89 человек погибло при взрыве поезда на вокзале “Аточа”, в котором было четыре бомбы, 70 на пригородной станции Эль Позо. 41 убитый не из Испании, а из 13 других стран. В общей сложности 192 убитых и 2050 раненых, или, по другой версии 191 убитый и 1824 раненых. Инцидент далеко превзошел испанский рекорд по числу жертв и размаху терактов, организованный ЕТА взрыв в универмаге "Гиперкор" в Барселоне в 1987 (там был 21 убитый и 40 раненых), и стал самым масштабным терактом в Европе со времен взрыва в Локерби.

Первым делом стали пенять на ЕТА (и граждане на месте событий не сомневались, что это так), поскольку модус поведения был похож – накануне крупного политического события, и взрывчатка похожая, и атака не суицидная, и, пенял специалист, в декабре и феврале активисты ЕТА попадались с порциями взрывчатки при попытках подложить их в железнодорожные составы, как, например, в декабре на станции Чамартин, как раз в заплечном мешке. Однако акция имела размах прежде невиданный для европейских групп и по почерку больше похоже на безобразия исламистов. Теоретически заявлялось, что теракт предназначен добиться вывода испанских войск из Ирака, которые туда отправило консервативное правительство. Это последнее проиграло выборы после терактов, а новое, социалистическое, правительство, войска все-таки вывело.

Однако через две недели после выборов, о чем мало кто знает, на железнодорожном полотне близ Мадрида, на пути скоростного поезда, нашли такого же типа бомбу, что и в четырех поездах, что, по мнению специалистов, свидетельствует о сомнительности гипотезы, что теракты есть частный случай, по конкретному поводу, и с конечной целью заставить Испанию вывести войска из Ирака.

Сразу после терактов началось расследование, и вскорости в Алькале был обнаружен микроавтобус, в коем нашли детонаторы необычного для ЕТА типа и кассеты с пассажами из корана; затем нашли мешок с не сработавшей бомбой, по сим-карте в мешке нашли кто ее продал (двух индусов) и кому (трем марокканцам). Виновными в итоге оказались члены Марокканской исламской группы борьбы (ГИКМ), вдохновленные "аль-Кайдой"; группа имела интернациональное измерение, поскольку в качестве лидера числится тунисского происхождения тип. Вся акция стоила около 40-50 тыс. евро, добытых членами группы самостоятельно, главным образом путем торговли гашишем с экстази и отчасти угоном машин, причем стоимость запасов наркотиков, захваченных потом на конспиративных квартирах, оценивается в 1,3-1,5 млн. евро. 13 марта попались первые подозреваемые, и вся группа переловлена в кратчайшие сроки, последние покончили с собой, будучи окружены полицией в Леганесе (погиб 1 полицейский офицер и семеро террористов), а всего в деле фигурировали 29 человек. В мае 2007, в самой середине процесса, террористы уже в тюрьме объявляли было голодовку, возмущаясь "необоснованными обвинениями", и еще устраивали прямо на суде разборки с мордобоем. За проделанные бесчинства главный фигурант, вслух мечтавший, по предоставленным следствием данным, о взорвании чего-нибудь в Европе, мог бы по совокупности деяний получить 40 тыс. лет, но испанское законодательство возбраняет сроки более 30 лет. Родители погибших в результате теракта людей назвали итоговый результат суда "смехотворным" и даже "издевательским".

На том дело, по-видимому, не кончилось, в 2005 году шеф разведки в "гражданской гвардии" отмечал, что наблюдается "очень беспокоящая активность в Магрибе". Можно предположить, что будет, видимо, еще и не такая беспокоящая, а и намного похлеще, учитывая меры, которые вздумало принять новое правительство в надежде ими отвратить мусульман от бесчинств: затеять международную кампанию для поощрения диалога между Западом и мусульманским миром; нанять в полицию побольше специалистов по борьбе с экстремизмом, причем эта мера выступала паллиативом, вместо крэкдауна на нелегальных мигрантов вообще и ими генерируемую уголовщину в частности; пущен побоку план внедрения в школьную программу католических ценностей; нелегальные мигранты легализованы; разрешено в школах учить исламское право, и предполагалось еще внедрить программу подготовки имамов, с намерением таким способом уменьшить влияние экстремистов из других районов планеты.

5.Теракты 2005 года в Лондоне. Еще в ноябре 2000 был, по словам рапорта о теракте в лондонском метро, первый тревожный звонок – два британских гражданина бангладешского происхождения были арестованы в Бирмингеме, одни из них получил 20 лет тюрьмы за манипуляции со взрывчаткой. В 2004 году стали попадаться группы любителей джихада, укомплектованные преимущественно выходцами из Пакистана, умышлявшие насчет сборки бомб и химического оружия, типа рицина. Разоблачение одной такой группы позволило потом захватить аль-кайдовского эксперта по компьютерам Мухаммад Наим Нур Хана. Утверждается, что пакистанская разведка, основываясь на своих данных, в мае 2005 года извещала британских коллег о возможности терактов на территории Великобритании, но не смогла указать тип и предполагаемое время.

Теракты в Лондоне состоялись 7 июля в 8:50 утра по местному времени. В течении минуты было взорвано три бомбы в поездах метро, а именно на перегоне Ливерпуль-Стрит – Алдгейт; станции Эджвер Роуд в сторону Паддингтона; на перегоне Кингс Кросс – Рассел Сквер, а через час взорвана еще одна, в двухэтажном автобусе на Тэвисток сквер – по предположениям следователей, носителя этой бомбы, тоже направлявшегося в метро, отпугнула активность полиции, а официальный аккаунт, опираясь на данные теленаблюдения, сообщает, что четвертый террорист пытался в 8:55 связаться по мобильнику с компаньонами, потом покупал батарейку на 9 вольт, а затем пошел садиться в автобус и предполагается, что сперва нечто было не в порядке с бомбой. Бомбы представляли собой упакованные в рюкзаки 4,5 килограмма взрывчатого вещества на основе "ацетона пероксида", детонация производилась вручную. В общей сложности 52 человека погибли, плюс четверо устроителей, и 700 пострадали, 100 пришлось госпитализировать на срок более суток. На Ливерпуль стрит погибло 8, ранен 171 человек, 7+163 на Эджвер, 27+340 на Пикадилли, 14+110 на Тэвисток. Аналитика считает, что еще повезло, что взрывы были в глубоких тоннелях, которые с одним набором рельс, тоннель меньше и масштаб, соответственно, небольшой. Взрыв произошел ровно в день открытия саммита "большой восьмерки" в Глениглс, через два дня начала суда над имамом Абу Хамза аль-Масри, в четвертую годовщину
беспорядков в Брэдфорде, хотя комиссия Мерфи, разбиравшая дело, не нашла никаких признаков того, что взрывы к чему-то приурочены.

К 10 июля полиции удалось выявить связь между бандитами и установить, что они прибыли в Лондон откуда-то; 12 уже был проведен обыск на их квартирах и обнаружено, как именно они прибыли, 16 официально объявлены их имена, 21 на заседании кабинета министров была обнародована первая версия итогового рапорта. В некоторых источниках все четверо самоубийц названы "лицами пакистанского происхождения", хотя у одного совершенно английское имя и сам он мигрант с Ямайки, обратившийся в ислам. Указанные трое – мигранты второго поколения, все из многодетных семей, старшему на момент теракта было 30, остальным в среднем около 20, все получили образование и в дальнейшей жизни мало чем отличались от сверстников такого же разлива. Никто из группы, правда, не был замечен в особой религиозности, кроме одного, вслух хвалившего "аль-Кайду" и ездившего в хадж. Разумно замечено, что некие социальные причины и "отторжение английским обществом мигрантов", на что принято ссылаться в Англии, тут явно не при чем, глава террористов вполне себе адаптировался, и даже не участвовал в школьных драках на этнической почве. Один из террористов оставил беременную жену и маленького ребенка, другой просто беременную жену; у третьего брат и три сестры. Посмертно опубликованные записи речей террористов полны рассказов про "150 тысяч убитых в Фаллудже мусульман", "надобность показать вам всем, как выглядит война" и т.д.

В конце марта участники группы стали закупать компоненты для бомбы, которую собирали на съемной квартире в "родном" Лидсе. Работать им пришлось в масках, открывши окно для лучшей вентиляции, и растительность по соседству с окном завяла, а у двух главных участников работ наблюдалось посветление волос. Родственникам они это объяснили влиянием хлора в воде бассейна, где купались регулярно, и для поддержания версии держали на квартире купальные шапочки. С некоторых пор самый религиозный из них стал носить обычную одежду, имея намерение замаскироваться получше, и все они стали менее активны в исламской деятельности в период непосредственно перед мероприятием, но почаще отсутствовали дома, чтобы родственникам их грядущая поездка не показалась подозрительной.

28 июня трое террористов провели пробную поездку в Лондон, записав расписание поездов в утренний период, в общей сложности подготовительные акции и мероприятие обошлись примерно в 8000 фунтов, каковые средства были добыты без посторонней помощи. По данным телекамер, установленных на железной дороге и автотрассах, удалось установить, что трое террористов прибыли из Лидса в Лутон на северо-западной окраине Лондоне, где погрузились на поезд, который в 8:24 привез их в Лондон на вокзал Кингс Кросс, где участники предприятия сели в поезда метро около 8:40, которые и подорвали примерно через 10 минут с большой синхронностью. Расследование установило, что участники акции не стали совершать никакие обряды и моления перед устроением злодеяний. Мне довелось встретить в специальной литературе мнение, что в машине главаря четверки обнаружилось еще 12 бомб, которые должен был бы, по логике вещей, кто-то забрать.

21 июля едва не состоялась вторая волна терактов, снова 4 бомбы, но никто не пострадал, хотя снова тем же порядком – на трех станциях метро и в автобусе. В 12:30 один из членов группы сошел с автобуса, оставив рюкзак с активированной бомбой на втором этаже, но пострадало только лобовое стекло. Второй пытался устроить взрыв между Оксфорд циркус и Уоррен Стрит; третий между Стокуэлл и Овал, причем, по отчету полиции, честные граждане за ним гнались, но он все-таки убежал; и на перегоне Вестбурн парк – Шефердс буш. 23 некий гражданин нашел пятую бомбу, недалеко от Шефердс буш. Все участники затеи выходцы из Сомали, Эритреи, Эфиопии. В принципе, локации не совпадали, даже линии разные, комиссия Мерфи, расследовавшая первую серию взрывов, отметила, что не видит никакой связи.

Дело приобрело дополнительный трагический оборот: на следующий день после второй волны, 22 июля, пострадал какой-то вообще посторонний гражданин, бразилец, которого полиция на патрулировании в метро приняла за террориста и застрелила.

Небезынтересно, что британские мусульмане на вопросы об их отношении к терактам дали ответы, свидетельствующие о многом: 6% сказали, что теракты в Лондоне полностью законны, 13% сказали, что испытывают симпатию к организаторам, 56% сказали, что понимают их мотивировку, 16% (!) определили свое отношение к Британии как "совсем нелояльное" и "очень нелояльное", 26% не согласились с фразой Блэра, что идеи, двигавшие террористами, извращенные и неверные...

6.Попытки терактов. В 2002 Италии были задержаны молодые мусульмане-марокканцы, имевшие в своем распоряжении цианид кальция и карту водопроводной системы Рима, и в следующем году арестована группа лиц, заготавливавших взрывчатку для серии терактов.

В 2004 году была арестована во Франции группа, намеревавшаяся устроить теракт в Страсбурге во время рождественской ярмарки, виновные получили по 10 лет тюрьмы.

В сентябре 2004 и январе 2008 года на ранних стадиях были предотвращены теракты в Барселоне

В 2005 французы разоблачили группу фундаменталистов, собиравшуюся устроить теракты в метрополитене Парижа и аэропорту "Шарль де Голль".

В июне 2006 в Канаде арестовано 18 обитателей Торонто (дело оттого получило прозвище “Toronto 18”), сплошь эмигранты, им следствие атрибутировало идеи проведения терактов и организации стрельбы в людных местах, захвата заложников, в т.ч. парламентариев, и покушения на премьер-министра в надежде отрезать ему голову.

В ноябре 2005 поймана шайка террористов в Австралии, в общей сложности 17 персонажей, у которых нашли компоненты взрывчатки, мануал по ее изготовлению, карты и фотографии потенциальных целей, в т.ч. мельбурнского вокзала, департамента иммиграции, труда и торговли, фондовой биржи. Члены группы также попались в запретной зоне вокруг ядерного реактора в Сиднее. Все они выходцы из-за рубежа - ливанцы, пакистанцы, бангладешец, босниец, глава Абдул Насер Бенбрика «Абу Бакр» пребывал в стране на правах политического беженца и вслух восхищался бен Ладеном.

В 2005 же году была арестована и осуждена группа фундаменталистов, известная как "группа Хофштадт", по немецкому названию Гааги, где все они заседали. Следствие установило связь между ними и убийцей Тео ван Гога, вменило подготовку к покушению на премьер-министра Балкененде, теракту в аэропорту Схипхол, парламенте и крупной электростанции.

. В августе 2006 года английская полиция разоблачила затею устроить серию взрывов на самолетах, числом от 6 до 10, из лондонских аэропортов в сторону США. Предполагалось использовать взрывные устройства на жидкостной основе, протащив компоненты в ручном багаже - отчего, собственно, ныне и запрещено возить в салонах жидкости в бутылках. 10 августа, когда было объявлена высшая степень тревоги и закрыты "Гэтвик" и "Хитроу", существенное расстройство активности наблюдалось в Глазго, Манчестере, Ньюкасле, Эдинбурге, Белфасте, "Стэнстеде" и Лутоне. Все пассажиры в тот день подвергались тщательному персональному обыску, а желающие лететь в США – так даже двум, а в итоге было принято решение всемерно не поощрять ручной багаж в салонах самолетов, кроме как в прозрачных пластиковых мешках. Арестован 21 участник заговора, в основном в Лондоне и Бирмингеме, и еще пятерых разыскивали.

В июле 2006 ФБР сообщила о разоблачении на стадии стратегической проработки идеи взорвать при помощи террористов-смертников тоннели под Гудзоном, в надежде затопить волной финансовый хаб Нью-Йорка, главарь группы был из Ливана.

В 2007 году был на стадии подготовки сорван теракт в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди, где четверо негодяев задумали взорвать топливное хранилище под комплексом. Основные персонажи все родом из Гайяны, четвертый с Тринидада и Тобаго, все в пожилом возрасте (главарь 63, остальные все старше 50), и подозревали, что со связями с тринидадской "джамаат аль-муслимин". Затея с подрывом аэропорта имени Кеннеди никогда не выходила за рамки планирования, но оное делалось очень основательно, со съемками объекта на видеопленку для последующего анализа слабых мест системы охраны и использованием спутниковых фотографий из интернета – и утверждается, что негодяи в беседах пеняли, что даже ВТЦ не поколебало США значительно, отчего требуется нечто поосновательнее.

В мае 2007 выловлена группа лиц, желавших напасть на американский военный объект, Форт Дикси в Нью-Джерси, в общей сложности шестеро негодяев, 22-23 лет в основном, самый старший 28 лет, четверо албанцев, один турок и один иорданец.

29 июня 2007 года две бомбы-машины найдено в Лондоне – одна в Хаймаркете у ночного клуба и одна на улице Кокспер, т.е. примерно в 200 ярдах друг от друга, и было подозрение, что на Флит стрит еще одна, но оно не подтвердилось. О первой машине рапортовала проезжавшая «скорая помощь», заметившая дымок из салона и сообщившая в полицию, а вторую, как неправильно запаркованную, увезли эвакуатором, в процессе чего и обнаружилось ее интересное свойство. Состав бомб был примерно одинаковым: 60 литров бензина, газовый цилиндр и гвозди. Обе бомбы должны были сработать в середине ночи. А 30 июня, около 15:00, в международном аэропорту Глазго джип с двумя фанатиками на скорости 50 км\ч пытался протаранить входные двери терминала номер 1, с явным намерением произвести затем подрыв в фойе, не преуспел по причине рогаток, после чего оба пассажира с криками про аллаха стали разливать бензин из пятилитровой бочки и подожгли себя и машину, полиция и сочувствующий гражданин их обоих после недолгой драки врукопашную (CS-газ не подействовал ) нейтрализовали, один из бандитов попал в больницу с серьезными ожогами. Всего пострадало пять человек.

В сентябре 2007 в копенгагенской агломерации арестовано 8 местных обитателей, готовивших теракт. По происхождению все арестованные не-местные: турки, сомалийцы, пакистанцы и афганцы, самый старший из персонажей, возраст которых известен, 24 года, младшему 15. Детали и даты их затеи не сообщались, поскольку это тайна следствия, но вроде бы собирались подорвать автовокзал Норрепорт. С Данией и ее отношением к мигрантами связана весьма потешная\непотешная, это уж как посмотреть, история: в октябре 2006 года некая журналистка, прикинувшись мусульманкой, в "исламском" балахоне села в аэропорту Копенгагена на самолет, не подвергнувшись даже и обыску, причем, когда эта история появилась в газете, дирекция аэропорта заявила, что никаких изменений в процедуре не предусматривает.

В том же сентябре 2007 в Германии была арестована группа, уже несколько месяцев готовившаяся к нападению на авиабазы, где велась активность блока НАТО, и объекты, посещаемые американцами, при аресте захвачено добра, примерно эквивалентного 500 кг ТНТ.

В апреле 2009 в Англии повязаны 12 персонажей, почти все пакистанцы со студенческими визами, по обвинению в подготовке терактов в торговых центрах накануне больших распродаж перед Пасхой, аресты пришлось учинять быстро и в спешке, и в людных местах, после того, как ответственный за расследование, направляясь в резиденцию премьер-министра, необдуманно держал бумаги с деталями по этому делу на виду и был в таком виде сфотографирован журналистами.

В Австралии в начале августа 2009 года 19 рейдов сразу, в которых задействовано 400 человек, арестовано 4 человека и неуказанное количество задержано, готовившихся к совершению набегов на военные объекты.

В самом конце 2009 года был повязан некий Умар Фарук Абдулмуталлаб, 23 лет отроду, нигериец, зачисленный американцами в подозрительные типы давно, но почему-то все равно сохранивший американскую мультивизу. Предполагалось, что на дело его подвиг вояж в Йемен, к местному шейху-фундаменталисту, по имени Анвар Авляки. Дело было на рейсе 253 "Дельта Эйрлайнс", по маршруту Амстердам – Детройт, за некоторое время до посадки он пытался поджечь спрятанную между ног порцию взрывчатки, но был бит своим соседом-голландцем. Жертвами, согласно данным официального протокола, могли стать 279 пассажиров и 11 членов экипажа.

В апреле 2010 года арестована шайка пакистанцев, намеревавшаяся совершить теракты на четырех линиях в нью-йоркском метро.

Весной 2010 года, а конкретно 1 мая, на Таймс сквер в Нью-Йорке была подогнана автомашина, в которой нашли металлические огрызки и фейерверковое имущество, бензиновые канистры, а также восемь мешков чего-то, сочтенного сперва взрывчаткой – оказались удобрения, непригодного к подрыву свойства, заметил неладное с машиной продавец футболок, а выйти на след виновника торжества удалось с помощью видеокамеры какого-то туриста. Оказался виноват некий пакистанских корней тип, получивший американское гражданство примерно за год до событий. Все следствие заняло 53 часа 20 минут, и виновного сняли с уже отъехавшего от аэровокзала самолета “Эмирейтс” рейсом на Дубай, вместе с еще двумя для пущей перестраховки - как оказалось, главный фигурант до этого интенсивно ездил в Пакистан.

В ноябре 2010 года в Антверпене бельгийская полиция совершила 7 арестов членов шайки заговорщиков, умышлявших против бельгийских евреев и транспорта, связанного с военной активностью блока НАТО, еще одного по ее наводке взяли в Аахене, троих в Голландии, связанными с этим делом называли аресты в Испании и Саудовской Аравии.

В середине декабря 2010 года дошло до первой в истории террористической атаки в Скандинавии, произошла она в Стокгольме. Сперва прибыло письмо по электронной почте с обычным набором угроз и призывами к борьбе с неверными, потом произошел взрыв в автомашине, куда подложены газовые цилиндры, припаркованной в самом центре города, а через несколько минут некий уроженец Ирака подорвал себя на углу Дроттнингатан, причем бомб у него было шесть, но взорвалась только одна, и по счастью единственным погибшим оказался он сам.


© Конфликтолог, 2006- ...
Перепечатка материалов без согласования с
автором запрещена.


Комментарии? Мнения?

Или, может быть, Вы участник или очевидец?


в оглавление                                в раздел    






Сайт создан в системе uCoz